Порядок предъявления претензий

Порядок предъявления претензий по срокам поставок, по количеству, номенклатуре и качеству товаров, а также методы подсчета убытков и штрафных санкций за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по бартерному контракту аналогичны тем, которые были изложены для контрактов купли-продажи.
Расчеты по убыткам и штрафам. Бартерные контракты могут содержать согласованные сторонами условия, предусматривающие, что возмещение доказанных убытков и выплата начисленных штрафных санкций осуществляется в денежной форме, что, кстати, оказывает сильное дисциплинирующее воздействие на партнеров. Если такие условия в бартерном контракте отсутствуют, то в отношениях сторон могут возникнуть различные ситуации.

В том случае, когда претензии предъявлены фирме, первой поставившей свои товары (первому поставщику), другая сторона может по условиям контракта иметь следующие права:
• уменьшить стоимостный объем своей поставки на величину согласованных убытков и начисленных штрафов;
• уменьшить стоимостный объем своей поставки на стоимость недопоставленного товара;
• уменьшить стоимостный объем своей поставки на согласованный размер уценки полученного некачественного товара;
• приостановить или отказаться от исполнения своих обязательств, если очевидно, что первый поставщик не в состоянии выполнить принятые на себя обязательства, и потребовать возмещения убытков.

Более сложным является положение первого поставщика, аккуратно исполнившего свои обязательства и столкнувшегося с тем, что второй поставщик не только опоздал с поставкой, но и отгрузил товар, не отвечающий предусмотренным в контракте характеристикам. Требовать допоставки товара для покрытия понесенных убытков часто бывает бессмысленно, поскольку очевидно, что встречный поставщик не может изготовить лучший товар! Это, кстати, наиболее типичная ситуация, случающаяся при бартерном обмене. Положения упомянутых статей ГК РФ не предусматривают достаточно эффективного выхода из этого положения.