Товарные знаки и знаки обслуживания

Товарные знаки и знаки обслуживания — это обозначения, отличающие однородные товары и услуги разных производителей и продавцов. Товарные знаки известных фирм, продукция которых отличается высоким качеством, еще более повышают конкурентоспособность их товаров. Всем известны товарные знаки компаний Daimler-Benz,
Rolls-Royce, General Electric, Gillette, Dun & Brad-street, Lloyds, Pan American и многих других. В недалеком прошлом были достаточно известны отечественные торговые марки Ту, Зенит, Ломо, Столичная и т.д.
По способу выполнения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и комбинированными. Для выполнения своего предназначения товарный знак должен обладать способностью психологического воздействия на потребителя, т.е. вызывать у него ассоциацию с высоким качеством, надежностью изделия, солидностью изготовителя и поставщика. Товарный знак используется в качестве ключевого элемента рекламного стиля фирмы; он в неизменяемой форме должен присутствовать на всех видах рекламы изделий, на упаковке, коммерческой документации и деловой переписке фирмы. Чтобы отвечать таким требованиям, товарный знак должен обладать новизной воплощаемой идеи, лаконичностью, а также должен быть выполнен с большим художественным вкусом и тактом.

Во всех странах товарные знаки имеют правовую охрану, причем в одних странах действует проверочная система их новизны и соответствия установленным требованиям, в других — явочная, которая предусматривает регистрацию знаков после их введения в Действие фирмами. В случае их совпадения правовую защиту имеет знак, зарегистрированный первым.

Использование товарных знаков в России регулируется Законом Рф «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Правовая охрана товарных знаков осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи на них свидетельств.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения любых цветов. Законом строго ограничены способы обозначений знаками, в том числе: не отличающиеся различительной способностью представляющие государственные флаги, эмблемы, наименования правительственных организаций, указания качества и ценности товара, названия известных произведений науки, культуры и т.д. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспатент на
основании заявки, поданной через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Иностранцы также осуществляют регистрацию своих товарных знаков в Роспатенте через патентных поверенных.