Цены лицензий

Определение цен лицензионных договоров и соглашений представляет достаточно сложную проблему, поскольку техническая и экономическая сущность лицензии всегда индивидуализирована и практически очень сложно найти условия продаж сопоставимых изобретений или ноу-хау. Проблема осложняется еще и тем, что потребительная стоимость лицензий определяется не их средней общественной, а индивидуальной полезностью для каждого потребителя. Например, опыт торговли лицензиями на
непрерывную разливку стали показывает, что крупные металлургические компании всегда платили за них значительно более высокие цены по сравнению с менее крупными фирмами. Цена лицензий зависит не столько от нормы, сколько от массы дополнительной прибыли, получаемой лицензиатом при применении новшеств.

В то же время сумма вознаграждения за лицензию, выплачиваемая лицензиатом, должна составлять только часть получаемой им дополнительной прибыли от использования изобретения или ноу-хау. В противном случае теряется смысл приобретения лицензии. В международной практике торговли лицензиями доля, идущая на вознаграждение лицензиарам, колеблется в пределах от 20 до 40% от суммы дополнительной прибыли.

В период оценки целесообразности приобретения лицензии лицензиат может на основании полученной от лицензиара предварительной информации скалькулировать свои затраты на освоение лицензии, а также оценить снижение своих издержек, изменение цен и рост объемов реализации продукции. Однако такой метод часто недоступен лицензиарам из-за отсутствия у них необходимых данных. Лицензиат может также использовать сопоставление своих затрат на альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензии.

Лицензиар при определении цены чаще находится в более сложном положении, чем лицензиат. Исключение составляет тот случай, когда предметом лицензии является уникальное изобретение, применение которого дает большой эффект, сочетающий резкое улучшение качества выпускаемой продукции со значительной экономией в производстве. Таким изобретением был, например, уже упомянутый ранее метод непрерывной разливки стали. Продавец лицензии на такое изобретение при хорошо развернутой рекламной работе, по существу, может открыть торги между покупателями, что позволит ему определить оптимальную мировую цену, уточнить территории для патентования и продать максимальное число лицензий. Примерно такое же положение было возможно при продаже изобретений на электрошлаковый переплав, на контактную сварку рельсов и труб большого диаметра и т.д.